Федеральное лекарство: как централизованные решения помогают пациентам?

Федеральное лекарство: как централизованные решения помогают пациентам?Дмитрий Котельников

Федеральное лекарство: как централизованные решения лечат граждан?

26 сентября Конституционный Суд принял постановление по вопросу финансового обеспечения закупок лекарств для граждан с редкими (орфанными) заболеваниями.

Предыстория

Вопрос о конституционности положений Закона об основах охраны здоровья граждан, обязывающих регионы за счёт собственных средств обеспечивать таких лиц лекарствами, был поставлен перед КС Государственным Советом Татарстана. По мнению депутатов республиканского парламента, закон нарушает:

(а) конституционное и законодательное разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами;

(б) принцип равноправия в той мере, в какой ставит качество оказания помощи больным орфанными заболеваниями в зависимость от экономических возможностей регионов.

Ещё в апреле старший юрист Центра конституционного правосудия Иван Брикульский отмечал двойственность конституционной проблемы, поднятой в запросе Госсовета:

Татарстан пытается защитить сразу две основы правового государства – федерализм и «маленького человека» (цитата?)”

Позиция КС

Социальное государство обязано принимать достаточные и эффективные меры, адекватные целям сохранения жизни и здоровья граждан, и не вправе произвольно отказаться от выполнения публично-правовых обязательств по социальной поддержке лиц, разумно рассчитывающих на неё, даже в условиях дефицитного бюджета.

Закрепляя спорные полномочия за региональными властями, федеральный законодатель правомерно реализовал свою компетенцию в рамках координации вопросов здравоохранения. Отнесение этого предмета к совместному ведению Федерации и субъектов подтверждает адекватность этих полномочий конституционному статусу регионов.

Правовая определённость при распределении полномочий по обеспечению лекарствами от орфанных заболеваний достигается за счёт конкретизации укрупнённых полномочий субъектов, перечисленных в статье 44 Закона об общих принципах организации публичной власти, в отраслевом законодательстве, в том числе в Законе об основах охраны здоровья.

Сочетание централизованных и децентрализованных механизмов в системе лечения орфанных заболеваний должно учитывать организационные и медицинские факторы и стремиться к обеспечению её оптимальных параметров. Отнесение этого вопроса на региональный уровень предполагает учёт особенностей конкретных субъектов РФ и  разумную дифференциацию больных.

Финансовое неравенство регионов отчасти компенсируется дотациями и федеральным Фондом «Круг добра». Однако в силу внешних причин бюджетных средств субъекта РФ может оказаться недостаточно для полноценной охраны здоровья лиц, страдающих редкими заболеваниями. Они нуждаются в особом организационно-правовом механизме по наиболее оперативному предоставлению лекарственных средств.

Законодателю предписано в кратчайшие сроки создать федеральный механизм по экстраординарному обеспечению больных орфанными заболеваниями лекарствами для случаев, когда региональные власти лишены финансовой возможности исполнить эту обязанность.

Консультация по вашему вопросу

Заполните и отправьте форму ниже мы
перезвоним и ответим на все ваши вопросы