Увеличение госпошлин при обращении в суд стало одной из самых обсуждаемых тем в юридическом сообществе. Сейчас тема снова актуализировалась: Конституционный Суд принял к рассмотрению обращение 90 депутатов о проверке конституционности повышения пошлин при обращения в суд. Стадия “принятия к рассмотрению” означает, что КС вынесет постановление. Не факт, что положительное, но точно будет рассмотрение, можно сказать, по существу. Лично у меня сдержанный оптимизм.
Вопрос высоких пошлин затрагивает не только экономические аспекты, но и фундаментальные конституционные принципы, такие как доступность правосудия и гарантии судебной защиты. В этом материале я систематизировал ключевые аргументы, о которых ранее говорил в постах и устных выступлениях. Давайте последовательно снова их повторим.
Конституционные аспекты проблемы
Увеличение госпошлин напрямую затрагивает право на судебную защиту, гарантированное статьёй 46 Конституции РФ. Это право является абсолютным, то есть не подлежит ограничению ни при каких условиях. Большой размер госспошлин – финансовый барьер, который делает судебную защиту недоступной для значительной части населения. Получается, что элементом ядра (содержания) права на судебную защиту является конкретный количественный показатель – размер госпошлины, – который влияет на то, может ли гражданин себе позволить обращение в суд или нет.
Ключевые аргументы:
Экономические и социальные последствия
Увеличение госпошлин имеет серьёзные последствия для рынка юридических услуг и общества в целом:
Критика аргументов сторонников увеличения пошлин
Сторонники увеличения госпошлин часто приводят следующие аргументы:
Контраргументы:
Нарушения в законотворческом процессе
Принятие поправок об увеличении госпошлин сопровождалось серьёзными процедурными нарушениями:
Эти нарушения делают законопроект уязвимым с точки зрения конституционности.
Методологические ошибки сторонников увеличения пошлин
Сторонники высоких пошлин часто игнорируют системный характер правовых институтов. Они предполагают, что увеличение пошлин автоматически приведёт к развитию альтернативных способов разрешения споров, таких как медиация. Однако для этого необходима институциональная среда — система стимулов, норм и правил, которые сделают такие механизмы эффективными. Без создания такой среды высокие пошлины лишь ограничат доступ к правосудию, не предложив равноценной замены. Альтернативные институты разрешения споров не могут появиться сами по себе. Чтобы стимулировать их рост недостаточно (и очень глупо!) ограничить доступ граждан к правосудию. Институты не всегда растут сами по себе, особенно такого рода. И это если мы не говорим о логической ошибке: снижение нагрузки на суды в случае повышения пошлин не коррелирует с качеством выносимых судебных решений, а это ключевой аргумент сторонников высоких госпошлин.
Вместо выводов
Увеличение госпошлин — это не просто технический вопрос, а проблема, затрагивающая основы конституционного строя. Оно, во-первых, существенно ограничивает доступ к правосудию, нарушая статью 46 Конституции РФ, во-вторых, создаёт неравные условия для граждан и бизнеса, усиливая монополизацию рынка юридических услуг, наконец, самое важное, не решает системных проблем судебной системы, таких как качество судебных актов.
Вместо точечных изменений, которые лишь усугубляют ситуацию, необходимы комплексные реформы, направленные на повышение доступности и качества правосудия. Только так можно обеспечить реализацию конституционного права на судебную защиту для всех граждан.
Иван Брикульский,
руководитель Центра конституционного правосудия
Заполните и отправьте форму ниже мы
перезвоним и ответим на все ваши вопросы