Ланнистеры всегда платят долги, а Левиафан теперь не всегда исполняет судебные решения

В Совет Федерации поступил принятый Госдумой закон с поправками в Бюджетный кодекс.

Читаем закон и разбираем всё по полочкам простым языком.

Суть закона

Одна из поправок дополнила ст. 215.1 Бюджетного кодекса частью 7:

«Исполнение судебных актов <…> требующих выделения бюджетных ассигнований в текущем финансовом году осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных законом о бюджете по статьям расходов, соответствующим целям, определенным судебным актом»

De facto новая норма ограничивает возможность исполнять судебные решения, вынесенные против государственных органов. Судебные акты не будут исполняться, если государство не согласится выделять на это средства из бюджета.

В случае превышения взысканных сумм над пределами, запланированными в бюджете на год, вынесенные решения исполняться в текущем году не будут, а исполнение судебных решений, требующих бюджетных расходов, будет осуществляться только в пределах ассигнований, предусмотренных законом о бюджете.

Милана Даова, юрист ЦКП, прокомментировала данный законодательный акт:

Правительственный законопроект, предусматривающий исполнение судебных актов лишь в пределах предусмотренных бюджетом ассигнований, перечеркивает конституционную гарантию правосудия.

Право на судебную защиту (статья 46 Конституции) включает не только доступ к суду, но и гарантию реального исполнения судебного решения. Если судебный акт не может быть приведен в исполнение, правосудие попросту девальвируется. Все судебные решения являются обязательными и подлежат неукоснительному исполнению, и это не просто рекомендация, а безусловный императив.

Законопроект фактически предлагает реализовывать право на судебную защиту по остаточному принципу, что открывает путь к произволу: достаточно государству сослаться на нехватку ассигнований, и судебное решение может быть проигнорировано.

В пояснительной записке такая условность исполнения решений обосновывается необходимостью обеспечить «устойчивость бюджетной системы» и реализовывать «национальные цели развития». Однако никакие экономические интересы и приоритеты развития не могут выступать основанием для ограничения фундаментальных прав и свобод, тем более когда речь идет об абсолютном праве. В правовом государстве, каковым по Конституции является Россия, приоритет принадлежит только личности, ее правам и свободам (статья 2 Конституции).

Консультация по вашему вопросу

Заполните и отправьте форму ниже мы
перезвоним и ответим на все ваши вопросы