Буквально на днях вся игровая индустрия была шокирована новостью: Таганский суд города Москвы признал экстремистской компанию «Леста»* — владельца популярнейших в СНГ игр «Мир танков» и «Мир кораблей». По словам депутата Госдумы Антона Горелкина, активы «Лесты»* перейдут под контроль государства, а затем будут переданы профильной российской компании.
Однако это далеко не первый случай вмешательства государства в игровую индустрию. Специально для вас мы нашли и проанализировали всю историю сложных отношений видеоигр и государства за последнее время.
Dota 2
В 2021 году российская (сербская) команда Team Spirit выиграла главный киберспортивный турнир в Dota 2 — The International. В успех российской команды никто не верил — раньше этот турнир постоянно побеждали китайские команды, а их доминирование, как казалось, остановить было невозможно. Но Team Spirit разрушили скепсис аналитиков и вопреки всему выиграли турнир и заработали баснословные $18,2 млн.
Для миллионов российских игроков в тот день наступил праздник. Москва встречала команду победителей огромными поздравительными баннерами. Страна ликовала, как если бы сборная Россия выиграла ЧМ по футболу.
Государство просто не могло не среагировать на такое событие. Сам Президент РФ Владимир Путин поздравил игроков с победой в турнире, в частности сказав, что «наши киберспортсмены всегда нацелены на результат и способны покорить любые вершины».
Однако депутат Госдумы Светлана Журова тогда высказала беспокойство о том, что из-за популяризации киберспорта всё меньше молодых россиян будут становиться олимпийскими чемпионами и призвала остановить волну роста видеоигр.
Так или иначе, именно с 2021 года государство стало очень пристально наблюдать за развитием киберспорта в России, хотя несомненно, видеоигры и раньше занимали умы власть имущих.
Смута
Идея о создании российского рынка видеоигр и импортозамещения иностранного контента не покидала светлые умы должностных лиц. Особенно хотелось государству на фоне ухода иностранных производителей импортозаместить компьютерные игры. Так, уже в мае 2022 года государственная структура «Институт развития интернета» выделила 260 миллионов рублей Cyberia Limited для создания новой российской игры — «Смута». Уже в интервью в июне 2023 разработчики заявили о бюджете в 490 миллионов. От игры были невероятные ожидания — в СМИ пестрели заголовки «убийца Ведьмак 3», «поднимет российскую индустрию видеоигр с колен»…
Однако вышедшая 4 апреля игра не оправдала своих надежд. Во многом главной причиной были как раз государственные деньги с грантов — из-за них компания была связана сжатыми сроками и просто не сумела сделать качественный продукт за короткое время. На старте игры пользователи столкнулись с ужасной оптимизацией игры, шаблонными диалогами и просто невероятно скучным геймплеем.
The Sims
В середине 2022 года в Госдуме предложили запретить игру The Sims 4 из-за бага с намеками на инцест. Тогда из-за программной ошибки в обновлении персонажи семейного симулятора могли начать желать романтических отношений с ближайшими родственниками. Впрочем, запрет ввести так и не успели, так как издатель игры закрыл возможность приобретения дополнений для The Sims 4 на территории России.
Осенью 2022 депутат Госдумы Яна Лантратова предложила запретить 3 часть Симсов из-за возможности выбора однополых отношений. Дальнейшего продолжения инициатива не получила.
Реестр запрещённых видеоигр
В декабре 2022 года комиссия Совета законодателей по информационной политике, информационным технологиям и инвестициям предложила создать реестр запрещённых видеоигр по аналогии с перечнем экстремистских материалов.
Глава Законодательного собрания Владимирской области Владимир Киселев заявил о том, что считает целесообразным предложить правительству рассмотреть возможность создания реестра запрещенных компьютерных игр по аналогии с содержанием списков экстремистских материалов.
Позднее в СМИ активно витала новость о включении конкретных видеоигр в этот список. Так, уже известная нам депутат Яна Лантратова просила запретить по причине пропаганды нетрадиционных ценностей следующие игры: франшизу Assassin’s Creed, Dragon Age и Life Is Strange, серии The Last of Us, многопользовательские шутеры Apex Legends и Overwatch.
S.T.A.L.K.E.R. 2
В ноябре 2024 года спустя 14 лет после создания полюбившейся миллионам игроков первой части Сталкера вышло одно из его долгожданных продолжений. Российские игроки, как и пользователи по всему миру, массово качали игру с торрентов или покупали турецкие аккаунты в STEAM, чтобы поиграть в любимую игру.
Однако в бочке мёда оказалась ложка дёгтя. В СМИ активно начала появляться информация о том, что из-за украинских разработчиков игроки, купившие игру, могут быть привлечены к ответственности.
В частности, уже знакомый нам Антон Горелкин заявил, что не исключает того, что если после выхода игры в игровом контенте обнаружится противоправная информация (экстремизм, оправдание терроризма, разжигание межнациональной розни и т.д.), то будут приняты самые суровые меры.
В итоге Роскомнадзор заблокировал в России сайт GSC — компании разработчика Сталкера, объяснив это призывами компании переводить деньги украинским «националистическим формированиям».
Last Train Home
В августе 2024 года прокуратура Санкт-Петербурга обратилась в суд с требованием запретить стратегию Last Train Home. Выход проекта от скромной чешской студии так бы и остался незамеченным, если бы не новости о возможных санкциях на фоне «русофобского контента». Авторы инициативы нашли в игре, рассказывающей о восстании Чехословацкого корпуса 1918 года, «подрыв исторических основ и патриотических традиций», а также «размывание духовно-нравственных ценностей». По мнению прокуратуры, возбуждает ненависть и вражду к власти Российской Федерации и военнослужащим Красной армии времен Гражданской войны, содержит ложные сведения о деятельности госорганов в то время, а также «отрицает исторические факты, героизирует представителей Чехословацкого корпуса». Это, по мнению надзорного органа, «создает у детей ощущение ложности подаваемой информации из различных источников, чувство, что ему приказывают совершать жестокие игровые действия»
Однако Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга отклонил иск прокуратуры, сославшись на отсутствие доказательств в подтверждение изложенного в экспертизе — скриншотов самой игры.
Разработчика игры «Мир танков» признали экстремисткой организацией
В июне 2025 Таганский суд города Москвы по требованию генеральной прокуратуры признал владельца популярных в СНГ игры «Мир танков» и «Мир кораблей» компанию «Леста»* экстремистской. До 2022 она входила в крупный холлдинг «Wargaming», который после начала СВО начал перенаправлять внутриигровые платежи игроков на донаты ВСУ. Компания «Леста»* сразу же отделилась и оборвала все связи с холдингом, но спустя три года прокуратуру это не остановило.
Антон Горелкин, депутат Госдумы, заявил, что пользователи не могут быть обвинены в экстремизме из-за того, что совершали внутриигровые покупки:
Депутат также добавил, что в скором времени активы «Лесты»* перейдут под контроль государства, а затем, вероятнее всего, будут переданы профильной российской компании.
Директор по развитию бизнеса «Лесты»* Гаухар Алдиярова объяивла, что решение суда распространяется только на статус двух человек — Малика Хатажаева и Виктора Кислого. Признание их «экстремистским объединением» не распространяется на группу компаний, её сотрудников, партнёров и игроков.
Почему вмешательство государства в рынок компьютерных игры подрывает здание конституционализма?
На самом деле, нет ничего плохого в том, что государство регулирует какие-либо сферы общественной жизни. Это в том числе и прямая обязанность любого правового государства — создать необходимое правовое регулирование для обеспечения прав и свободы человека и гражданина — высшей ценности согласно статье 2 Конституции.
Однако в любом обществе, построенном на основах конституционализма, должно быть то поле, которое не охватывается государственным принуждением. Конституционное право в субъективном смысле зачастую в том числе понимается и как свобода, которая в отличие от права представляет собой не возможность получить какое-то благо от государства, а, наоборот, является возможностью быть защищённым от государственного вмешательства.
Видеоигры и Конституция
Статья 34 Конституции РФ закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Видеоигры — это часть современной экономики, которая включает разработку программного обеспечения, создание цифрового контента, электронную торговлю, оказание онлайн-услуг.
Такая деятельность полностью соответствует принципам рыночной экономики. Запреты или какие-либо ограничения в сфере компьютерных игр могут нарушать единство экономического пространства и мешать конкуренции, особенно если он несоразмерны и выборочны.
Также стоит учитывать, что обязанность государства – это сохранение стабильности и единства экономического пространства, недопущение ограничения конкуренции, поддержания доверия граждан к государству. Чрезмерно ограничивая рынок видеоигр, Левиафан стреляет себе в ногу: люди, недовольные тем, что их любимые игры ограничивают, теряют доверие к государству, на котором и держится всё здание конституционализма.
Статья 44 Конституции РФ закрепляет свободу творчества любых видов. Создание видеоигр — это форма цифрового художественного и технического творчества. Любое ограничение такого права должно быть обусловлено целым рядом причин, а также быть соразмерным.
Ограничивая определённые виды творческой деятельности, государство всегда должно оглядываться на принцип соразмерности и спрашивать себя: а преследует ли оно в этом ограничении конституционно значимые цели? Может быть, есть какие-либо менее инвазивные средства их достижения? Действительно ли публичный интерес перевешивает в конкретном случае интерес частный, или это лишь формальная причина для эффективного, но не конституционного вмешательства?
Как говорил Фридрих фон Хайек, «конституционные и легитимные цели ещё не делают автоматически конституционными любые средства и инструменты её достижения».
Как Левиафан вторгается в конституционно-правовое поле наших прав и свобод?
Конституционный Суд не раз отмечал (например, в Постановлении КС РФ от 6 апреля 2004 г. № 7-П, Постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П), что из принципа правового государства, закреплённого в статье 1 Конституции, вытекают также принцип правовой определённости и принцип доверия к закону и действиям публичной власти. Само по себе возникновение нестабильности общественных отношений, неуверенности в завтрашнем дне уже является угрозой для развития институтов гражданского общества в правовом государстве. Как метко выразился Председатель КС Валерий Зорькин в своём выступлении, посвященному Дню российского парламентаризма на заседании Совета Федерации в 2013 году, «кровью, снабжающей государственные органы подлинной функциональностью, является прежде всего это самое общественное доверие».
Превентивный характер воинствующей демократии является одновременно её главным преимуществом и слабым звеном. Превентивность — эффективный инструмент уничтожения угрозы только в её зародыше, однако, с другой стороны, воинствующая демократия очень часто приводит к несоразмерным, зачастую даже неправомерным ограничения прав и свобод. Не стоит в погоне за эффективностью клеймить всех врагами народа – мы прекрасно помним, чем это чревато.
Любое ограничение прав должно быть соразмерным, то есть соответствовать требованиям легитимной цели, необходимости, пригодности и соразмерности stricto sensu. Довольно сложно говорить о ситуации с Лестой* в виду отсутствия каких-либо сведений о действительных причинах признания её экстремисткой организацией, но из имеющихся данных такое ограничение абсолютно точно не представляется ни разумным, ни соразмерным.
Не стоит запрещать что-то для того, чтобы запретить. Не надо регулировать что-то для того, чтобы урегулировать. Иногда вместо того, чтобы запретить, лучше не вмешиваться – и тогда на благодатной почве вырастут плоды.
Нурлыгаянов Марат, юрист Центра конституционного правосудия
* компания «Леста» признана экстремисткой организацией
Заполните и отправьте форму ниже мы
перезвоним и ответим на все ваши вопросы