Врач – это не профессия, а призвание?

Министерство здравоохранения предложило ввести обязательную отработку для выпускников вузов и колледжей, обучавшихся по программам медицинского образования на бюджетной основе, сроком на три года. Выпускники должны будут трудоустроиться в медицинскую организацию, включенную в программу ОМС, в течение одного года после окончания обучения. При отказе от отработки лицо обязуется оплатить штраф в двукратном размере затраченных на обучение бюджетных средств.

 

Предложенный законопроект нарушает базовые конституционные права студентов-медиков.

 

Во-первых, свободу труда, право выбирать род деятельности и профессию (статья 37). Студент после выпуска лишается возможности самостоятельно определять свой дальнейший карьерный путь. Если в случае с «целевиками» установление определенных границ профессионального выбора на временной основе можно оправдать, то в отношении других студентов такое сужение объема возможностей со стороны государства недопустимо.

 

Во-вторых, право на образование (статья 43). Конституция гарантирует, что каждый вправе бесплатно получить высшее образование на конкурсной основе. Государство обязано предоставить эту возможность без каких-либо дополнительных условий. Идея «государство платит за обучение — студент отдает долг» порочна и прямо противоречит статье 43. Образование — это право, а не услуга, за которую нужно «расплачиваться».

 

Инициатива также проводит необоснованное различие между студентами-медиками и студентами иных специальностей. Получается, что первые обязуются отрабатывать бесплатное обучение, а вторые — нет, что ставит их в неравное положение вопреки статье 19 Конституции.

 

Важно также подчеркнуть, что законопроект накладывает существенные обременения и на «целевиков», поскольку штрафная санкция в двукратном размере устанавливается и для этой категории (наряду с уже предусмотренной ответственностью в законе).

 

По всей видимости, внесением законопроекта ставится цель стимулировать выпускников работать по профессии. Но используемые средства в виде штрафных санкций не только являются слишком инвазивными и посягают на существо прав, но и не способны достичь указываемой цели: скорее, наоборот, такие меры будут дестимулировать граждан в принципе получать медицинское образование. Иными словами, если даже презюмировать легитимность преследуемой цели ограничения прав, средства ее достижения не являются ни пригодными, ни необходимыми. А значит, нарушается еще и статья 55 (часть 3) Конституции.

 

Открытым остается вопрос о ретроспективном действии закона после вступления его в силу. Будет ли он распространен и на тех студентов, которые начали обучение до введения нового регулирования и еще не завершили его? Или даже на тех, кто уже завершил обучение? В законопроекте отсутствует оговорка по этому поводу. При этом статья 54 Конституция эксплицитно устанавливает, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Введение штрафа —  ответственность за отказ студентов от отработки, существенно ухудшающая их положение. Следовательно, действие закона в отношении текущих студентов или выпускников будет в любом случае неконституционным, прямо противоречащим принципу правового государства.

 

Милана Даова,

старший юрист Центра конституционного правосудия

Врач – это не профессия, а призвание?

Консультация по вашему вопросу

Заполните и отправьте форму ниже мы
перезвоним и ответим на все ваши вопросы