Будем честными: основная функция Конституционного Суда, которая интересна гражданам – правозащитная, то есть возможность отменить неконституционный закон или другой нормативный акт, а затем – добиться пересмотра решения или компенсации. Сила решений Конституционного Суда несравнима с эффектом обычных судебных органов.
Конституционный Суд – практически единственный орган, кроме парламента, который может фактически отменить закон (статья 79 (часть 3) Закона о КС). Если Суд признал норму неконституционной, то она утрачивает силу, как если бы издавший правовой акт орган отменил её. Даже в случае подтверждения конституционности нормы в данном КС истолковании его решение имеет такую же сферу действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа (постановления КС РФ от 26 апреля 2016 года № 13-П, от 26 июня 2020 года № 30-П).
Компетенция Суда распространяется не только на законы, но и на нормативные акты Президента, Правительства и высших региональных органов власти (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о КС). Обжалование региональных и подзаконных актов в КС – действенный способ изменить их текст, смысл или правоприменение:
Проверка конституционности ведомственных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти к компетенции Суда не относится (определение от 30 мая 2024 года № 1434-О).
Например, санитарно-эпидемиологические правила, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, относятся к ведомственным нормативным правовым актам, проверка которых не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 27 декабря 2023 года № 3568-О). Проверка приказа Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, который является ведомственным актом, также не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 30 ноября 2023 года № 3058-О). Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области являются ведомственными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и не могут быть предметом конституционного контроля (определение от 5 декабря 2022 года № 3212-О).
Однако в любом обращении есть свои нюансы, в том числе по оспариванию ведомственных актов. Каждый случай – индивидуален, в некоторых случаях запрет Суда может быть преодолим. Чтобы узнать подробности, можете обратиться за консультацией…
Предложение по оформлению: сделать отличный от основного текст (меньше или курсивом) и разделить эти примеры друг от друга по видам нормативных актов, чтобы текст не был сплошняком.
Наша команда юристов всегда
на связи,
а за каждым клиентом
закреплен персональный менеджер
Индивидуальная работа
с каждым доверителем позволяет
найти наилучшее решение
Подписываем соглашение
о неразглашении любой
предоставленной информации
Все наши специалисты
имеют опыт юридической
практики
Грамотные специалисты
готовы быстро решать поставленные
задачи
Каждое дело лично
курирует управляющий партнер
ЦКП компании
Заполните и отправьте форму ниже мы
перезвоним и ответим на все ваши вопросы