Зачем идти в Конституционный Суд

Зачем идти в Конституционный Суд

Будем честными: основная функция Конституционного Суда, которая интересна гражданам – правозащитная, то есть возможность отменить неконституционный закон или другой нормативный акт, а затем – добиться пересмотра решения или компенсации. Сила решений Конституционного Суда несравнима с эффектом обычных судебных органов.

Конституционный Суд – практически единственный орган, кроме парламента, который может фактически отменить закон (статья 79 (часть 3) Закона о КС). Если Суд признал норму неконституционной, то она утрачивает силу, как если бы издавший правовой акт орган отменил её. Даже в случае подтверждения конституционности нормы в данном КС истолковании его решение имеет такую же сферу действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа (постановления КС РФ от 26 апреля 2016 года № 13-П, от 26 июня 2020 года № 30-П).

Компетенция Суда распространяется не только на законы, но и на нормативные акты Президента, Правительства и высших региональных органов власти (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о КС). Обжалование региональных и подзаконных актов в КС – действенный способ изменить их текст, смысл или правоприменение:

  • Постановлений Правительства РФ (постановления КС РФ от 2 июня 2015 года № 12-П, от 31 мая 2016 года № 14-П, от 14 января 2020 года № 2-П);
  • Указов Президента РФ (Постановление КС РФ от 22 ноября 2017 года № 31-П);
  • Законов субъектов РФ (постановления КС РФ от 7 июля 2011 года № 15-П, от 22 декабря 2015 года № 34-П, от 6 июня 2019 года № 22-П, от 12 июля 2022 года № 30-П).

Важно помнить: не все нормативные акты можно обжаловать в Суде

Проверка конституционности ведомственных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти к компетенции Суда не относится (определение от 30 мая 2024 года № 1434-О).

Например, санитарно-эпидемиологические правила, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, относятся к ведомственным нормативным правовым актам, проверка которых не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 27 декабря 2023 года № 3568-О). Проверка приказа Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, который является ведомственным актом, также не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 30 ноября 2023 года № 3058-О).  Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области являются ведомственными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и не могут быть предметом конституционного контроля (определение от 5 декабря 2022 года № 3212-О).

Однако в любом обращении есть свои нюансы, в том числе по оспариванию ведомственных актов. Каждый случай – индивидуален, в некоторых случаях запрет Суда может быть преодолим. Чтобы узнать подробности, можете обратиться за консультацией…
Предложение по оформлению: сделать отличный от основного текст (меньше или курсивом) и разделить эти примеры друг от друга по видам нормативных актов, чтобы текст не был сплошняком.

Преимущества работы с нами

Профессиональная поддержка

Наша команда юристов всегда
на связи,
а за каждым клиентом
закреплен персональный менеджер

Подход к работе

Индивидуальная работа
с каждым доверителем позволяет
найти наилучшее решение

Конфиденциальность

Подписываем соглашение
о неразглашении любой
предоставленной информации

Годы практики

Все наши специалисты
имеют опыт юридической
практики

Ответственность

Грамотные специалисты
готовы быстро решать поставленные
задачи

Эффективность

Каждое дело лично
курирует управляющий партнер
ЦКП компании

Консультация по вашему вопросу

Заполните и отправьте форму ниже мы
перезвоним и ответим на все ваши вопросы